На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Вузовская типография: какой она должна быть?

Марсель Шарифуллин о принципах работы вузовской типографии и ее отличиях от коммерческого предприятия. Статья опубликована в журнале "Формат".
 
 
Марсель Шарифуллин — один из тех опытных полиграфистов, кому довелось применить свои профессиональные навыки для организации производственного процесса полиграфических подразделений при нескольких высших учебных заведениях. Кому, как не ему, знать о тех сложностях, с которыми сталкиваются руководители вузовских типографий. В этой связи мы попросили Марселя рассказать об отличительных принципах работы типографии при вузе от коммерческого полиграфического предприятия и поделиться своими взглядами на то, какой должна быть современная вузовская типография.
 
 
Нужны ли вузам типографии?
В настоящее время большинство вузов страны имеют собственные отделы печати, полиграфические подразделения, а некоторые даже вполне сформированнные и оснащенные типографии, способные работать на уровне специализированных полиграфических предприятий. Чаще всего деятельность этих вузовских типографий ограничивается копированием внутренних документов учебного заведения, раздаточных материалов для студентов и участников научных конференций, семинаров и других вузовских мероприятий, печатанием учебной и научной литературы, используемой преподавателями в учебном процессе. Технические возможности обычно ограничиваются черно-белой печатью, примитивной отделкой, шитьем брошюр проволочными скобами, на пластмассовую или металлическую спираль, переплетом книг на клеевом бесшвейном скреплении. Тиражи редко превышают 200 экз.
 
Тем не менее степень необходимости вузовских типографий трудно переоценить. Где, как не в высших учебных заведениях, можно встретить такое изобилие хороших авторов, способных генерировать интересные и полезные идеи, делиться своими знаниями и опытом с подрастающим поколением, создавать востребованное обществом наполнение для книг и брошюр? Кому, как не студентам, необходим актуальный обучающий печатный материал, отражающий современные тенденции времени, отвечающий специфике вуза и постигаемой профессии?
 
 
За счет чего они живут?
Начиная с середины 1990-х гг. государство стало выделять средства из бюджета на перевооружение и развитие вузовских типографий. В настоящее время процесс создания новых полиграфических подразделений при учебных заведениях продолжается, для них закупается оборудование с 6–7-значным ценником, объемы внутривузовской печатной продукции с каждым годом увеличиваются.
 
Подавляющее большинство вузовских типографий работают на полном государственном обеспечении. Закупки бумаги и расходных материалов, выдача зарплаты сотрудникам и другие расходы типографии осуществляются через центральные бухгалтерии учебных заведений. Заказы выполняются только для подразделений родного вуза. Только лучшие из типографий могут похвастать грамотным учетом и списанием всех материалов — не только полистным количеством, но и условной стоимостью всей изготовленной печатной продукции.
 
Лично я считаю, что эффективность многих таких типографий можно увеличить в разы. Это становится очевидным, если сравнить их, например, с коммерческими цифровыми салонами, которые не только содержат рабочие места и получают прибыль от своей деятельности, но и окупают самостоятельно дорогостоящую полиграфическую технику, выплачивают банковские кредиты, арендуют площади в центральных районах городов.
 
 
Организационные сложности
Как правило, увеличение производственной эффективности не является первоочередной задачей вузовской типографии, а сами директора этих подразделений зачастую не имеют возможности повысить производительность и качество труда своих подчиненных. Причин тому несколько:
 
Организационная сложность и продолжительность осуществления управленческих решений, связанных с кадровыми и финансовыми изменениями, закупками и списаниями оборудования, бумаги и расходных материалов, ремонтом машин и помещений типографии. Необходимость согласования и визирования документов в бухгалтерии, финансовом и кадровом управлении, у главного инженера, коменданта здания, различных охранных и контролирующих служб вузов.
Постоянный недостаток финансирования в течение года и неожиданное выделение денежных средств в ноябре–декабре, когда за считанные дни необходимо сделать выбор и подготовить тендерную документацию на закупку оборудования или материалов на определенную сумму.
Отсутствие претензий со стороны заказчиков вузовской типографии, которыми являются, собственно, подразделения вуза, по поводу качества или длительных сроков изготовления печатной продукции. Происходит это вследствие того, что для учебных нужд полиграфическая продукция изготавливается бесплатно. В такой ситуации развивается вредный субъективный подход работников типографии к разным заказчикам и, возможно, коррупционные мотивы.
Естественная некомпетентность руководителей вуза в полиграфических технологиях и нормативах, что затрудняет контроль и требовательность к типографским подразделениям. Исключением, пожалуй, являются профильные полиграфические учебные заведения.
Отсутствие внешней и внутренней мотивации у сотрудников и руководителя вузовской типографии развивать свое дело лучшим образом на благо родного учебного заведения.
Таким образом, получается, что при сложившемся положении вещей полностью отсутствуют действенные стимулы для развития и совершенствования вузовских типографий, кроме самомотивации их руководителей и сотрудников. А они люди с присущими всем слабостями и недостатками. Некоторых директоров вполне может устраивать ситуация, когда новое оборудование годами пылится без работы или загружено лишь на 10% от своих возможностей, сотрудники получают унизительные оклады согласно ЕТС для учебных заведений без премий и надбавок на уровне минимального прожиточного уровня в России.
 
 
Как исправить ситуацию?
Казалось бы, очевидное решение — перевод вузовской типографии на полный хозрасчет, разрешение ей выполнения платных заказов от сторонних организаций и физических лиц. Но, как показывает практика, это работает не всегда. Во-первых, полный хозрасчет здесь невозможен по определению, так как в любом случае вузовская типография изначально оснащается полиграфическим оборудованием, помещениями, электроэнергией и другими благами из бюджета вуза, что нивелирует идею хозрасчета. Во-вторых, полный хозрасчет, а значит независимость типографии, не нужен самому вузу, который должен быть заинтересован в первоочередном выполнении своих заказов и изготовлении части продукции бесплатно. С другой стороны, коммерческие типографии, борющиеся за свое существование и развитие на открытом рынке, не хотят видеть своими конкурентами вузовские типографии, живущие в тепличных условиях с бесплатными оборудованием и помещениями. Они опасаются ценового демпинга со стороны последних и снижения уровня цен на полиграфическую продукцию в своем регионе.
 
Так что приходится выбирать промежуточные варианты существования бюджетных типографий с элементами хозрасчета. Я не готов дать рецепт идеальной вузовской типографии, но могу поделиться своим опытом и наблюдениями, как это было организовано в МГУ им. М. В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики», одних из лучших высших учебных заведений России, исповедовавших разные подходы к построению своих типографий.
 
 
Примеры из практики
Типография в МГУ была открыта графом И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым по указу императрицы Елизаветы Петровны еще в 1756 г. Пройдя славную историю и сохранив свое лидерство в советские времена, типография пришла в полный упадок в перестроечные годы. Благодаря ректору В. А. Садовничему в конце 2006 г. было принято решение возродить типографию. В результате было закуплено полиграфическое оборудование рыночной стоимостью около 60 млн руб. В конце июня 2007 г. мне предложили возглавить типографию, где на тот момент трудились 40 сотрудников, и наладить ее работу на условиях хозрасчета.
 
Прежде всего требовалось нанять квалифицированных специалистов (имеющиеся сотрудники, которых необходимо было сохранить, не могли обслуживать новое оборудование и производить качественную продукцию для коммерческого рынка), отремонтировать 2000 м2 помещений, закупить недостающее в технологических цепочках полиграфическое оборудование, мебель и оргтехнику для организации новых рабочих мест (до этого в типографии был всего один древний компьютер и несколько телефонов с дисковым набором), организовать отдел продаж и найти заказы на рынке, покрыть долги по зарплате от прежнего директора и обеспечить приток средств для фонда оплаты труда персонала типографии. И все это без копейки бюджетных средств. Несмотря на эти нереальные трудности, к которым вскоре добавился финансовый кризис 2008 г., особенно сильно ударивший по полиграфической отрасли, мы справиись и построили мощную современную типографию, вошедшую в рейтинг 100 популярных полиграфических предприятий России. К концу 2009 г. типография работала в круглосуточном режиме, ее 120 сотрудников стали получать достойную зарплату.
 
Если привести в пример отдел полиграфии «Высшей школы экономики», то ему были присущи многие недостатки типовых вузовских типографий, о которых говорилось в начале статьи. Особенностью ВШЭ является ее расположение в большом количестве зданий, разбросанных в разных районах Москвы. Уже в первые месяцы работы удалось компьютеризировать типографию, связав в единое целое 12 полиграфических участков в Москве, полиграфические отделы в филиалах ВШЭ в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
 
Была запущена в работу простаивающая техника, оптимизирован штат сотрудников (он был сокращен в 1,5 раза), приняты на работу несколько высокопрофессиональных специалистов и без сильного изменения фонда оплаты труда резко увеличена эффективность работы типографии. Люди стали получать нормальные зарплаты и поменяли свое отношение к труду. Сразу же были сделаны первые шаги по пути к хозрасчетным отношениям с вузом. Впервые вся продукция стала оцениваться в денежном выражении (по рыночным ценам минус 30%) и независимо от того, будут ли вычитаться средства в конце года у заказчика (хозрасчетные подразделения вуза) или нет (бюджетное подразделение и общевузовская продукция). Кроме того, стал учитываться каждый лист бумаги, прошедший через типографию, каждый виртуальный рубль печатной продукции. С одной стороны, это заставило факультеты более бережно относиться к заказываемой литературе и расчитывать тиражи, чтобы они были востребованы и не шли в макулатуру, а с другой — требовать от типографии должного качества и соблюдения сроков изготовления печатной продукции. В результате такой открытой политики увеличилось количество заказов продукции с полноцветной печатью, сложной отделкой (тиснением, ламинацией, шитьем на пружину и клеевым скреплением, псевдотвердым переплетом), возрос профессионализм сотрудников. Система оплаты труда стала премиальной в зависимости от вклада сотрудников в результат работы предприятия.
 
 
 
План развития типографии вуза
Перевод типографии на хозрасчет предполагает решение целого комплекса задач, связанных с тем, чтобы обеспечить существование предприятия и найти средства для зарплат сотрудников. Считаю, что вузы на начальном этапе становления типографии должны поддерживать ее хотя бы окладами для персонала и закупкой стартового комплекта расходных материалов. Впоследствии за счет платных услуг типографии хозрасчетным подразделениям и сторонним организациям эти затраты могут вернуться сторицей. Эффективная вузовская типография сможет компенсировать затраты бюджета не только на фонд оплаты труда и материалы, но и на закупку оборудования, ремонт и содержание ее помещений. При грамотной организации производства типография будет не только местом копирования бумаг, но и частью крупных общевузовских проектов, значительно повышающих возможности ее научной и образовательной деятельности.
 
В качестве плана развития вузовских типографий можно привести следующие решения:
 
Рост мощностей вузовской типографии и повышение номенклатуры выпускаемой продукции, чтобы можно было оперативно изготавливать книжно-журнальную продукцию тиражами от 1 до 5000 экз. Минимизировать количество университетской литературы, печатаемой на стороне. Например, в МГУ для этого недоставало цифровой печати, а в ВШЭ офсетного и послепечатного участка.
Тесная интеграция типографии с вузовским издательством, чтобы не только все препринты (пробные выпуски изданий ограниченным тиражом), но и основные тиражи научной и учебной литературы изготавливались внутри вуза. Это оптимизирует тиражи и защитит авторские права университетских писателей.
Кооперация типографий с вузовскими библиотеками, чтобы учащиеся могли получать требуемую литературу, оперативно отпечатанную для них в одном экземпляре. Данный проект, кроме соответствующего оснащения типографии, требует решения вопроса авторских прав, создания базы оцифрованных книг в библиотеке, защиты электронных файлов, создания средств коммуникаций между этими подразделениями, решения вопроса платы за книги.
Создание точек (пунктов) копирования внутри университетских зданий, чтобы студенты и сотрудники вуза могли тиражировать свои печатные материалы по себестоимости. Например, с помощью автоматических стендов с монето- или картоприемниками, как это делается сейчас в ведущих западных вузах.
Выполнение сторонних заказов для дозагрузки простаивающего оборудования и компенсации затрат бюджета вуза на содержание своей типографии.
Последние два пункта наиболее сложны для реализации при существующем положении вещей в вузах России, так как ценообразование и технический процесс оплаты полиграфических услуг ничем не регламентированы. Поэтому необходимо открыто поднимать вопросы коммерциализации типографий и выработки открытых правил работы с платными заказами.
 
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность развития вузовских типографий России, необходимость грамотных хозрасчетных форм их работы. Что же касается демпинга, не уверен, что вузовские типографии могут сыграть здесь заметную роль.
 
Основными виновниками низких цен на рынке являются коммерческие типографии, не умеющие и не желающие считать реальную себестоимость своей печатной продукции, а также наполовину обанкротившиеся предприятия, любыми способами оттягивающие свой конец. Для борьбы с этим самоуничтожением отрасли полиграфисты России должны объединяться, создавать союзы и ассоциации, которые смогут выработать и поддерживать единые правила игры на рынке. Вузовские типографии также могут входить в эти объединения на равных с коммерческими полиграфическими предприятиями и помогать им поддерживать цивилизованные рыночные условия. Жизнь и развитие полиграфической отрасли, а также вузовских типографий зависят только от людей, которые здесь работают!
 
 
 
 
 
Многолетняя практика
На протяжении пяти лет Марселю Шарифуллину довелось заниматься созданием и развитием специфических предприятий, чья деятельность тесно связана и находится на стыке двух видов деятельности: полиграфии и высшего образования.
 
С середины 2007 до начала 2010 гг. Марсель возглавлял типографию МГУ им. М. В. Ломоносова, которая под его руководством за короткий срок с нулевой отметки превратилась в крупнейшую вузовскую типографию России, освоила почти все существующие современные полиграфические технологии и вышла на уровень производства 500 заказов общей стоимостью порядка 6 млн руб. в среднем за месяц. Типография функционировала на условиях хозяйственного расчета и вынуждена была зарабатывать средства на свое существование на открытом рынке Москвы.
 
С середины 2010 по 2012 гг. Марсель Шарифуллин проработал в НИУ ЗВысшая школа экономикиИ, где также занимался созданием типографии, но уже функционирующей как вспомогательное подразделение с материальным обеспечением и оплатой труда персонала из центральной бухгалтерии вуза. Там также быстро удалось утроить производительность труда, значительно расширить номенклатуру выпускаемой печатной продукции, организовать эффективную работу с заказчиками  подразделениями НИУ ВШЭ С посредством Интернета и сократить сроки выполнения заказов с 10Р14 до 1Р3 дней.
 
К сожалению, новое руководство типографии МГУ, сместившее Марселя с должности, не справилось со своей работой и после развала вверенного им предприятия переложило всю вину на Марселя Шарифуллина, который в результате предвзятого следствия был осужден на 5 лет лишения свободы и в настоящее время отбывает несправедливый срок. Подробнее на www.marsel.ru.

 Сочинение на заданную тему: инновации от Марселя Пути автоматизации типографий 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин